"В бою побеждает спонтанность;
зубрежка всегда проигрывает."

(Брюс Ли).

Главной задачей клуба Мумонкан является изучение техник айкидо в современных условиях.

Айкидо и спонтанная атака

Основные принципы айкидо заключаются в использовании инерции противника против него самого, выведении из равновесия, создании для противника неудобного положения, при котором исключается его возможность сфокусировать силу в одной точке. При таком подходе любая техника будет максимально эффективной.

Форма наполняется содержанием за счет баланса трех составляющих:

  1. Чувство пространства (стойка, перемещение, равновесие и дистанция).
  2. Чувство меры (выбор действия с технического уровня).
  3. Чувство времени (тайминг, т.е. способность выбрать правильный момент для контратаки).

При этом, выполняя любое техническое действие, необходимо учитывать геометрию (угол ухода), физику (воздействие на центр тяжести оппонента), логику и здравый смысл.

Мицуги Саотоме (1937)Мы считаем, для того, чтобы изучать защиту, необходимо понять атаку. "Суть любого движения – в постоянном контроле ситуации. Чтобы ее контролировать, надо сохранять над ней власть. Для этого необходимо иметь связь с противостоящей силой. Поэтому важно изучать атаку, но в первую очередь необходимо изучать и контролировать самого себя" (М. Саотоме).

Айкидо – это не система, в которой осваиваются секретные приемы, позволяющие победить любого противника. Айкидо учит использованию принципа, с помощью которого можно с большой эффективностью и меньшими физическими затратами использовать уже имеющиеся навыки. Таким образом, айкидо – это факультет повышения квалификации для людей, уже имеющих опыт в единоборствах. А для тех, кто не имеет данного опыта, в методике обучения должно присутствовать изучение ударной и бросковой техники, тактики ведения боя.

Связь айкидо с другими единоборствами

Айкикай не является стилем. Это организация, общество, объединяющее множество ярких и оригинальных мастеров, создавших различные стили айкидо. В них на основе фундаментальных традиций используются разные методы преподавания.

В канву айкидо гармонично вплетаются элементы других боевых единоборств: дзюдо, каратэ, кэндо, айки-дзюцу, которые не противоречат технике айкидо, а наоборот, усиливают и дополняют друг друга, приобретают новый смысл.

Качество техники – это не просто сумма отдельных элементов. Вместе они образуют единое боевое единоборство. "Айкидо не должно быть изолировано от грубой реальности экзотическим ритуалом. Оно должно быть боевым искусством, круто замешанным на бесценном боевом опыте других боевых искусств. Мастера, отвергающие опыт чужих стилей, как правило, плохо знают и собственный стиль, его мудрость и глубину. Их техника – просто слепое подражание, бессмысленное повторение движений, смысл которых не только непонятен, но и неинтересен. Они цитируют своих учителей, не вникая в смысл умных слов" (Д. Тедеев). Как сказал Фредрик Дж. Ловрет в своей книге "Путь и сила: Секреты японской стратегии": "причина такого состояния дел в том, что большинство людей помнят Уэсибу мягким стариком, каким он был в 80, а не тигром, каким он был в 50. Они забывают его заявление о том, что «айкидо на 99% состоит из ударов»".

Годзо Сиода"Айкидо – это спонтанность. Формы служат лишь для иллюстрации принципа. Если присутствуют принцип и цель айкидо, любой прием может быть айкидо. Если они отсутствуют – это не айкидо" (М. Саотоме). Таким образом, классические традиции выполнения техник айкидо сегодня всего лишь задают направление, сценарий обучения. "Ваша самая сильная позиция – это та, которая подходит вашему телосложению. Вас не могут ей научить, вы должны найти ее для себя сами. Это не вопрос более широкого или узкого положения ног. Люди будут делать то, что им удобно, так что если вы позволите, они создадут ее [сильную позицию] для себя сами. Вы всегда должны возвращаться к основе, вот что важно" (Г. Сиода).

Айкидо и реальность

В айкидо не существует шаблона или клише. Не бывает одной и той же секунды – постоянно меняется положение тела, угол атаки, поэтому каждый раз техника будет выглядеть по-другому.

О-Сэнсэй Морихэй УэсибаУэсиба говорил: "Айкидо должно соответствовать текущему времени, отвечать потребностям обычных людей, но не быть анахронизмом". В айкидо применяется жесткая техника (прямые удары, болевые, броски, контроли), но упор на круговые движения создает иллюзию танца.

Показывая технику на податливых учениках, некоторые учителя сами теряют связь и контроль с противостоящей силой, отрываются от реальности и впадают в иллюзию. Но если техника не меняется на протяжении длительного времени, не адаптируется к современным условиям, то она становится неживой, застывшей, неэффективной. Это приводит к предсказуемому финалу за пределами татами.

Мудрость приходит с опытом, а истина – с практикой. Мы не наделяем уверенностью, даже не даем надежды, мы даем шанс. Наша техника айкидо отличается не тем, что мы делаем, а как мы это делаем. Мы осваиваем не только приемы, но и условия, при которых любое действие становится максимально эффективным. Техника откладывается в подсознании только на фоне стресса и повышенного выделения адреналина. Поэтому, создавая на татами реальную атаку, наши ученики постигают айкидо в условиях, максимально приближенных к реальности, что способствует его эффективному применению вне зала.

Айкидо многогранно и не заключено в рамки оздоровительной гимнастики. В нашем клубе техники дзюдо, каратэ, айки-будо и айки-дзюцу изучаются в рамках программы на определенный Кю. Мы адаптируем технику айкидо под современный уровень возможного противника, однако не позиционируем себя как реальное или боевое айкидо, а скорее, как айкидо сегодняшнего дня.

Всех, кто не верит в прикладную основу айкидо, приглашаем к нам в клуб, мы попытаемся переубедить вас и показать боевой аспект айкидо. Поскольку формы техник общеприняты, то разницу можно ощутить только на практике.

Будем рады вас видеть в клубе Мумонкан. Выберите зал и приходите на бесплатное занятие.

Выберите зал

Также смотрите

Поделитесь